Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » Галина ЧАМЕЕВА: Чтение – особое состояние

23 марта 2017 г.

Галина ЧАМЕЕВА: Чтение – особое состояние

В начале марта Интернет облетела новость о победе учительницы новочебоксарской школы № 3 Галины Чамеевой во всероссийском конкурсе эссе о педагогических династиях. В семье Галины Петровны несколько учителей, общий педстаж 435 лет. Наша землячка примет участие в форуме учителей-словесников, который состоится 27 апреля в Санкт-Петербурге.

Галина Петровна — удивительный человек. Кроме того что отличный учитель, она обладает необыкновенным талантом — талантом вдохновлять. Моя молодая коллега, пришедшая сделать ее фотопортрет, после беседы с ней решительно заявила: “Хочется уже бежать, взять книгу и читать”.
А сколько их, вдохновленных и воспитанных ею на русской классике учеников? Всех не сосчитать. 32 года в одной школе — это не только любовь к школе, детям, коллективу, но и особая преданность своей профессии, которая достойна уважения и почести.
Все начиналось давно, еще в начале прошлого века, когда бабушка Галины Петровны, окончив Симбирскую школу, начала преподавать русский язык и литературу.
— Моя бабушка Александра Львовна Мартыновская — удивительный человек. Я бы даже сказала уникальный.
Родилась она в 1899 году. Дет­ство прошло в Башкирии. Отец служил в церкви дьячком. Грамотный, он понимал, что образование открывает большие возможности для человека. Был знаком с Иваном Яковлевичем Яковлевым. Поэтому неудивительно, что моя бабушка училась в Симбирской школе. И ей посчастливилось видеть классика чувашской литературы, поэта Константина Иванова. Он даже учил ее рисованию.
Она часто гостила в семье Ивана Яковлевича. Так как девушкой была худенькой,  Яковлев требовал, чтобы обедала у них. Бабушка вспоминала эти времена и говорила, что ей было неловко садиться с ними за один стол. Но перечить Ивану Яковлевичу не могла.
В 1917 году окончила Симбирскую школу и начала преподавать русский язык и литературу в деревне Мартынкино Аликов­ского района. Там родилась моя мама, потом мои сестра, брат и я.
Любовь к литературе у нас у всех от бабушки. У нее была большая библиотека, она читала вслух рассказы, заставляла пересказывать и учить стихи наизусть. Моя мама стала учителем тоже благодаря ей.
После школы документы в приемную комиссию за нее отвезла в пединститут бабушка. То ли пешком дошла до Чебоксар, то ли на подводе. Это было в 1949-м. Пришла она в институт, там ей говорят: “На филологический заявлений достаточно подано, а вот на физико-математический мало. У вашей дочери пятерки по математике, пусть идет на физмат”. Так мама на физмат и поступила.
Окончила его, вышла замуж, родила детей. Преподавала в школе математику, но потом все равно пошла еще раз в вуз — за филологическим образованием. И вопреки всему, а может, так и должно было быть, тоже стала словесником.
Мама трудилась в школе 40 лет. 12 марта отпраздновали ее 85‑летие. Она бойкая и активная. Мои сестра и брат окончили московские вузы.
В прошлом году нашу династию — маму, двоюродных сестер, брата и меня — пригласили в Дом правительства на чествование трудовых династий. Этот день для нас стал большим праздником, который любим вспоминать при встрече с родными.
— Вы в школе больше 30 лет. Времена меняются, дети другие. Скажите, а какое время было наилучшим для преподавания литературы?
— Думаю, советское. Сейчас главная трудность в том, что дети перестали читать. Считаю, что прежде всего виноваты в этом взрослые. Если мама дает книгу, говорит: “На, читай”, а сама за год ни одной не прочитала, то почему ребенок должен любить это делать?
Уроков литературы в неделю всего два. Если дать задание прочитать дома, то выполнят его немногие. В лучшем случае прочитают краткий пересказ в Интернете. А чтение — это время. Современные дети привыкают получать информацию быстро и только ту, которая им в данный момент нужна.
— Трудно поверить в то, что дети читают “Войну и мир”.
— Так и есть. Не читают. Вот сейчас изучаем “Тихий Дон”. Смотрите (показывает два увесистых тома), кто его осилит? В середине учебного года — ни­кто. Читать нужно было заранее, летом.
— А можно вместо чтения книги посмотреть фильм? Это выход?
— Кино — это другой жанр. Хороший фильм всегда подспорье. Но чтение — особое состояние, и интерес детей к книге надо подогревать.
Например, в разговоре как-то обмолвилась, что перечитываю Ремарка “Три товарища”. Говорила, конечно, с прицелом, что кто-то заинтересуется. И дей­ствительно, через некоторое время один из учеников подошел и сказал: “А я прочитал Ремарка”. Здорово!
— Что для себя читаете?
— Недавно Веллера. Интересно пишет, с сарказмом. Из классиков могу бесконечно перечитывать Гоголя. Бывает, готовясь к уроку, перечитываю определенные моменты, а книга захватывает так, что не остановиться.
В прошлый раз так не могла оторваться от “Войны и мира”. Не могу без слез читать в классе сцену смерти Андрея Болконского или финал рассказа “Муму”. Прошу детей сделать это дома. Несмотря на то что мною читано и перечитано сто раз. Слово писателя имеет такую мощную силу, что действует на тебя всегда и постоянно.
— Без чего нельзя считать себя образованным человеком?
— Когда вы читаете классику, приобщаетесь к человече­ству. Нельзя не знать “Евгения Онегина”, “Героя нашего времени”, “Мертвых душ”.
Время не на стороне современных детей. Раньше источником знаний была книга, сейчас — Интернет. Он везде. У детей формируется несколько иная память. Огромный объем информации невозможно удержать в голове, поэтому память становится избирательной: я запоминаю только то, что мне нужно.
А основа нашей человечности формируется в детстве. У ребенка нет жизненного опыта, он не знает, что пригодится ему в будущем. То, что заложено в школьные годы, вернется во взрослой жизни обязательно.
— Как думаете, а что бы про вас как учителя сказали сами ученики?
— Строгая, но справедливая.
— Учителя обычно легко узнать в любой компании.
— Это да, профессия накладывает отпечаток. Учителя любят учить, заботиться о ком-то.
Ездили с приятельницей на Кипр. В очереди в аэропорту замечаю одинокую девочку. Я тут же к ней, спрашиваю, что, как, почему, чем помочь. А подруга надо мной потом смеялась: “Ну ты настоящая учительница, стоит девочка одна и стоит, чего ты к ней пристала?”  
— Трудно быть примером для всех?
— Не трудно. Утром думаешь о том, как будешь выглядеть перед учениками. И так весь день. И все время. Всю жизнь. Не могу требовать с ученика приходить опрятно одетым, вести себя правильно, если сама этим требованиям не соответ­ствую.
— Дети вас чему-то учат?
— Каждый день! Всему! Когда молодой учитель приходит в школу, он думает: я учитель, а значит, я главный, все меня должны слушаться, подчиняться. Я быстро поняла, что иногда надо отступить, пойти навстречу, понять, что у ученика есть свои права.
— У вас есть увлечения?
— Стараюсь каждое лето куда-то поехать. Побывала в Турции, Египте, на Кипре, в Италии, Израиле, Крыму.
Даже в путешествиях мой внутренний учитель диктует маршрут. Так, в Крыму поставила себе задачу — обязательно побывать в Бахчисарае и показать фотографию своим ученикам. Съездила, посмотрела, снялась на фоне самого знаменитого благодаря Пушкину фонтана. В Тарханах, на родине Лермонтова, была два года назад. Путешествия обогащают мои рассказы о писателях, а дети воспринимают меня совсем по-другому, я для них интересный человек.
— О чем мечтаете сейчас?
— Все мои мысли в Санкт-Петербурге. 25 апреля буду там. Очень надеюсь на то, что после форума учителей-словесников удастся съездить в город Пушкин.

Источник: "Грани"

Первоисточник: http://www.grani21.ru/pub/galina-chameeva-chtenie-osoboe-sostojanie

Мой МирВКонтактеОдноклассники

 Министерство образования и молодежной политики Чувашcкой Республики Сервер органов государственной власти России Сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

 Российское образование Федеральный  портал Инновационная образовательная сеть Эврика

 Введение государственных образовательных стандартов

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика